SPARE AIR
ВАША «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»


Для любителей подводного плавания, совершающих бездекомпрессионные погружения на глубину до 40 метров, наилучшим решением проблемы дыхания при нехватке воздуха является автономный дыхательный аппарат SPARE AIR (фото 1).

фото № 1
 фото № 2

Устройство представляет собой баллончик малой емкости с встроенным регулятором, всегда находится в рабочем состоянии и готово к немедленному использованию. Аппарат создан в США Лари Уильямсоном (Larry Williamson), основавшим впоследствии компанию Submersible Systems, президентом которой он и является. История SPARE AIR начинается с того памятного дня, когда Л. Уильямсон, выполняя погружение, неожиданно остался без воздуха и был на грани паники.
Пережитый дайвером стресс оказался настолько сильным, что натолкнул его на мысль о компактном дыхательном аппарате, который будет всегда под рукой. Так появился баллончик SPARE AIR (по-английски - запасной воздух), обладающий многочисленными достоинствами:

рис. 1 фото № 3

Следует отметить, что SPARE AIR - аварийный запасной источник дыхания, не предназначен для использования в качестве резервной и, тем более, основной систем дыхания. В связи с этим компания Submersible Systems требует соблюдать следующие условия его эксплуатации:

Теперь перейдем к некоторым конструктивным особенностям и техническим характеристикам SPARE AIR.

Компанией Submersible Systems выпускаются три модели автономного аппарата: 170, 300/300-Nitrox и 600. Баллончики всех моделей изготовлены из алюминиевого сплава, сертифицированы на соответствие требований DOT 3AL 3000 (Department of Transportation - Департамент транспорта США). На баллончике установлен регулятор с загубником. На корпусе регулятора имеются (рис. 1)

кнопка принудительной подачи воздуха, индикатор давления и заглушка зарядного клапана невозвратного типа. В комплект SPARE AIR входят:

рис. 3

    защитный колпачок для загубника с ремешком;
  1. универсальная система крепления (970) для временного или постоянного размещения аппарата на поясном ремне компенсатора плавучести или грузовом ремне (рис. 2);
  2. чехол с регулируемыми ремешками, имеющими быстроразъемные замки, для удобного крепления в двух точках (фото 2);
  3. две разновидности адаптеров (переходников) зарядки баллончиков (910, 915).

рис. 2

Перед тем как использовать SPARE AIR, следует убедиться в его работоспособности. О достаточном давлении воздуха в баллончике указывает индикатор давления, белый штифт которого находится на уровне плоской головки (он полностью выдвинут). В противном случае (штифт утоплен в головку) баллончик требуется наполнить воздухом. Дополнительно в комплект поставки входит миниатюрный стрелочный манометр (фото 3).

Его полукруговая шкала позволяет точно измерить давление воздуха в баллончике. Два цветных сектора шкалы наглядно показывают допустимый и опасно низкий диапазоны давлений в баллончике.
Возможны два способа подключения заряжаемого SPARE AIR к баллону SCUBA. Наиболее легко и просто присоединить аппарат непосредственно к выходу запорного вентиля при помощи адаптера типа Yoke (910) (рис. 3).

Преимущество второго способа заключается в том, что зарядка SPARE AIR производится от любого порта ВВД (воздух высокого давления) 1-й ступени регулятора. В состав адаптера (915), обеспечивающего второй способ зарядки, входят две детали с воздушными внутренними каналами - «А» и «Б», а также стопорная клипса и пробка, соединенные поводком (рис. 4). Последовательность установки адаптера и процесс зарядки выполняются в порядке, приведенном на (рис. 5).

Прежде всего, необходимо подготовить 1-ю ступень регулятора для установки детали «А». При наличии свободного порта ВВД следует выкрутить из него заглушку. Если все порты ВВД заняты, можно использовать любой из них, предварительно выкрутив шланг ВВД. В освободившийся порт устанавливается деталь «А», в которую сверху вкручивается шланг. В боковое отверстие детали «А» вставляется пробка, конец которой с противоположной стороны фиксируется стопорной клипсой. Теперь 1-я ступень находится в постоянной готовности к процессу зарядки. Зарядка баллончика выполняется в обратном порядке. Сначала удаляется стопорная клипса, а из детали «А» извлекается пробка. На место пробки устанавливается деталь «В», которая фиксируется клипсой от продольного перемещения. Вместо заглушки зарядного клапана вкручивается по часовой стрелке деталь «В». Итак, SPARE AIR готов к зарядке. Плавно открываем запорный вентиль баллона SCUBA на 30-60 секунд в зависимости от емкости заряжаемого баллончика. Когда белый штифт индикатора давления поднимется до уровня плоской головки - баллончик заряжен до полной емкости. Закрываем запорный вентиль и сбрасываем давление в системе, нажимая на кнопку принудительной подачи воздуха дыхательного автомата регулятора. Затем отсоединяем SPARE AIR и приводим в исходное состояние оба устройства. Следует отметить, что все соединительные/разъединительные операции выполняются вручную, без использования какого-либо инструмента.

рис. 4 рис. 5

Наконец, важно оценить возможности вашего автономного дыхательного аппарата на случай его вынужденного использования. Как долго вы сможете дышать или сколько вдохов у вас есть в запасе для срочного подъема к поверхности? Примерный расчет времени работы SPARE AIR (в минутах) базируется на величине минутного объема дыхания подводного пловца RMV (Respiratory Minute Volume, л/мин), запаса ДГС в баллончике выбранного объема при рабочем давлении (Gas Supply, л) и абсолютном давлении на глубине погружения Р (Pressure Absolute, ата): Gas Supply/(RMV x P) = Time.

Исходя из основных характеристик моделей SPARE AIR (табл. 1) и приведенной формулы, решим следующую задачу. Например, как долго сможет дышать дайвер из полностью заряженного SPARE AIR (модель 300) на глубине 6 метров при условии, что его RMV=25 л/мин. Time=85/(25xl,6)=85/40=2 мин.

Естественно, что при подъеме к поверхности (абсолютное давление снижается) время дыхания в аппарате будет увеличиваться и находиться в пределах 2-5 минут. Этот же аппарат обеспечит аварий¬ный выход с рекомендованной производителем максимальной глубины 30 метров. Причем, как показывают расчеты, в баллончике останется воздуха еще на 5-7 вдохов для нахождения на остановке безопасности в диапазоне глубин 3-6 метров. Поэтому даже в самых критических ситуациях, когда вы или ваш напарник остались без глотка воздуха, SPARE AIR станет единственным и реальным партнером, который своевременно окажет помощь.


Валерий Кокоша
Технический специалист
компании «Акватекс»


Характеристики Модели SPARE AIR
  170 300/300-Nitrox 600

Максимальная емкость

48 л 85 л 170 л
Длина 22,23 см 34 см 38,35 см
Диаметр 5,71см 5,71 см 5,71 см
Максимальное рабочее давление 200 бар 200 бар 200 бар
Масса в заряженном состоянии 0,687 кг 0,985 кг 1,99 кг
Количество вдохов на поверхности* 30 57 114
Объем баллончика 0,28 л 0,42 л 0,84 л
Максимальная рекомендованная глубина погружения 20 м 30 м 40 м
 * исходя из принятой емкости легких 1,6 л.